История церкви

Евангельские христиане — баптисты — одна из христианских конфессий. В переводе с греческого слово » баптист «означает «креститель». Признавая в качестве основного вероучительного документа Священное Писание в каноническом составе, баптисты исповедуют сознательное крещение по личной вере. Опираясь на слова Иисуса Христа «Кто будет веровать и креститься , спасён будет» (Мрк.16.16), баптисты отрицают крещение младенцев и совершают обряд крещения только над теми, кто пережил обращение к Богу и приобрёл твёрдые христианские убеждения.

Тамбовская Церковь Евангельских Христиан — Баптистов — одна из старейших в России. Как официальное религиозное объединение она образовалась в 1882 году на основании самобытных евангельских течений . Первые семена евангельско — баптистского вероучения распространили на Тамбовщине южнорусские и Петербургские проповедники. Известный овцевод — предприниматель из Ставрополья Дей Мазаев вёл торговые дела с тамбовским купечеством и во время частых приездов в тамбовские города и сёла трудился также на поприще евангельской проповеди. Крупный баптистский миссионер, пресвитер из Баку Василий Иванов в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века неоднократно пересекал Тамбовскую губернию, утверждая местные общины баптистов. На севере Тамбовской губернии в Моршанском уезде находилось большое родовое имение Петербургского графа Василия Пашкова, где сам хозяин и служащие организовывали  евангельские собрания. Единоверцами Пашкова были родители известного наркома иностранных дел и моцартоведа Георгия Чичерина — Василий и Георгина Чичерины. Их дом в центре Тамбова и поместья в селе Покровское Козловского уезда благодаря христианской деятельности Чичериных превратились в очаги евангельской проповеди и сердечной благотворительности.

Из разрозненных сторонников евангельского христианства формировались хорошо организованные баптистские общины. Резкий всплеск баптистского движения на Тамбовщине наблюдался после выхода Царского Манифеста в 1905 году. «Общины баптистов имеют крепкую внутреннюю организацию и строгую дисциплину, — писал епархиальный миссионер В. П. Базарянинов в 1906 году: «Есть у них и разъездные проповедники с определённым районом деятельности и денежным вспомоществованием от братии на нужды проповеди. Баптисты Тамбовские находятся в частых сношениях с Таврическими , Кавказскими , Балашовскими и Московскими. Молокане и баптисты Тамбовские участвовали в съездах на Кавказе и в Таврической губернии. Довольно большой подъём баптистской энергии наблюдается в последнее время в Донской Слободе».

В 1906 году на Тамбовщине уже насчитывалось 1500 баптистов. К 1909 году основным центром баптистского движения стал Борисоглебский уезд, где возникли самые многочисленные общины баптистов. В 1908-1909г. число населённых пунктов в губернии с баптистскими общинами возросло на десять. К 1915 году общая численность баптистов составляла 2500 человек.

Одним из самых влиятельных организаторов баптистского движения на Тамбовщине в первой половине двадцатого века был Малин Павел Иванович. По приглашению Малина на Тамбовщину часто приезжали выдающиеся проповедники из других губерний: Ф.П.Балихин, Д.И. Мазаев, И.А.Голяев, К.С.Савельев, Н.В.Одинцов. Проповеди Одинцова вызывали большой интерес и у православного населения города. «Одинцов хорошо владеет словом, умеет  говорить свободно, — писали Тамбовские епархиальные ведомости в 1909 году — человек он с огоньком, с ораторско- сценическими приёмами, умеет произвести впечатление и производит его».

В июле 1917 года Малин организовал приезд в Тамбов «патриарха русского баптизма» Павлова Василия Гурьевича. Имя этого российского самородка было широко известно за пределами страны. Яркий проповедник, богослов, историк, знаток множества языков прошёл сорок царских тюрем, несколько ссылок, терпел нечеловеческие лишения, но остался верен своему призванию.

Революционные события 1917 года принесли верующим евангельского исповедания некоторые облегчения на небольшой срок. Павлов и Малин совместно с Тамбовской интеллигенцией смогли провести в Нарышкинской читальне цикл духовно — просветительских собраний. Местные газеты проинформировали горожан о том, что баптистский проповедник Павлов произнесёт речь на тему: «Свобода, братство, равенство».

На вечере где присутствовало 600 душ, я старался доказать, что современные социалисты многое позаимствовали из учения Христа, но без искреннего признания Самого Христа, без Божьего присутствия и благословения не может быть и истинной гражданской свободы».

Большевистская власть начала организованное наступление на все христианские конфессии 1923 года, когда была сформирована антирелигиозная комиссия при Ц .К. Компартии и учреждён Союз воинствующих безбожников. Но абсолютной свободы практически не было и раньше. То, что провозглашённые большевиками права и свободы носили декларативный характер, Павлов испытал на себе во время посещения сельских общин Тамбовщины в декабре 1920 года. На Богослужение в селе Борки Шацкого уезда явился военный комиссар и приказал прекратить собрание. Павлова и других проповедников обьявили «агитаторами и бандитами», отобрали документы и на какое то время задержали.

Осенью 1920 года Павлов вновь оказался в Тамбове ,совершал священнодействия в городских общинах , проводил евангельские собрания в Рассказове. Узнав о том, что семнадцать Тамбовских баптистов осуждены на разные сроки ссылки, он пишет сыну Павлу: «Узнайте в пересылочном пункте, нельзя ли ссыльным дать хлеба и припасов на дорогу. Я думаю, что нам можно ходатайствовать о них».

В тридцатые годы, когда в стране объявлялись пятилетки безбожия. Десятки талантливых проповедников и активных членов баптистских церквей Тамбовщины были осуждены как «контрреволюционеры» и погибли в тюрьмах, лагерях и ссылках. Не вернулись из мест заключения : пресвитер Горельской общины Пётр Попов , Кирсановский проповедник Захар Фокин , верующие Тамбовской Церкви Алексей Кузнецов, Иван Стрыгин, Кондратий Колоколкин, Наталья Плотникова. Безжалостный смерч тридцатых, истребляя самородную мыслящую часть народа, почти полностью опустошил и разрушил баптистские общины Тамбовщины. Вторая мировая война несколько умерила пыл неистовых богоборцев. С 1945 по 1948 годы наметилось возрождение баптистских церквей на Тамбовщине. К лету 1947 года на территории области было восстановлено 37 общин баптистов. Они начали совершать регулярные служения в пяти городах и 17 районах.

В начале шестидесятых годов страну вновь потряс очередной поход против религии и Церкви. Программа построения коммунизма предусматривала ведение повсеместной борьбы с» религиозными предрассудками». В 1961 году выходит Инструкция о порядке применения законодательства о религии, создаются Комиссии при исполкомах местных Советов по жёсткому контролю за соблюдением закона. Под сильным давлением со стороны властей официальный духовный центр — Всесоюзный Совет Евангельских Христиан — Баптистов вынужден был циркулярным распоряжением существенно ограничить духовную деятельность местных церквей. Дети в молитвенные дома не допускались, крещение молодёжи в возрасте от 18 до 30 лет разрешалось только в исключительных случаях, были наложены запреты на миссионерское, просветительское служение и духовно — воспитательную работу среди молодёжи. Все эти меры, направленные на погашение религиозности населения , привели к внутрицерковному расколу в баптистских общинах. Как и по всей стране, в Тамбовской области тоже произошло разделение. Вышедшие из — под регистрации верующие открыли новые общины, выразив тем самым резкий протест против вмешательства государства в дела Церкви. За вольнолюбивые стремления многие Тамбовские баптисты стали объектом постоянной  слежки и преследований. Активных верующих штрафовали под разными предлогами, увольняли с работ, прорабатывали в государственных и общественных инстанциях.

В 1971 году был осуждён на три года лагерей баптистский пресвитер села Рысли Моршанского района Просанов Николай Тимофеевич. Задолго до ареста неоднократно подвергался штрафам и конфискации имущества в счёт погашения штрафов. Работники прокуратуры прилагали неимоверные усилия при подыскивании общественных обвинителей. Почти никто из односельчан не соглашался давать ложные показания и поддерживать заранее спланированные обвинения. Более 80 жителей села Рысли, не имеющие никакого отношения к баптистскому вероисповеданию, направляли ходатайства в вышестоящие органы власти о прекращении судебного процесса над баптистом Просановым. Однако, воинствующий атеизм был возведён в ранг государственной политики и всякая благородная акция в защиту верующих оказывалась «гласом вопиющего в пустыне».

Середина восьмидесятых принесла активным христианам всех вероисповеданий новые лишения. По стране прокатилась волна борьбы с политическим и религиозным диссиденством. Во многих городах России и союзных республиках устраивались шумные судебные процессы над православными, католиками и протестантами. Не остался в стороне и провинциальный Тамбовский край. Осенью 1984 года по инициативе Обкома КПСС в области была развёрнута кампания уголовного преследования христиан — баптистов. В домах служителей и рядовых верующих проводились обыски с целью изъятия литературы » клеветнического и антисоветского содержания». В результате чистки домашних христианских  библиотек канули бесследно интересные образцы народного духовного творчества: сборники стихов, песен, духовно — назидательные журналы, книги, письма, трактаты и аудиокассеты.

В апреле 1985 года на скамье подсудимых оказались проповедники незарегестрированной баптистской Церкви Тамбова: Иван Толстопятов, Иван Числин, Василий Решетов, Анатолий Пудовкин. В газетных публикациях подсудимых, как полагалось, изобразили «клеветниками на существующий строй», «экстремистами», «отщепенцами» ради создания образа идеологического врага. Основатели второго крыла баптистского движения на Тамбовщине Числин и Толстопятов были отправлены в места лишения свободы, а Решетов и Пудовкин получили сроки условно.

На исходе двадцатого столетия в связи с кардинальными изменениями церковно — государственных отношений  христиане — баптисты  обрели необходимую возможность для реализации духовного, творческого и культурного потенциала. На базе баптистских церквей в Тамбове и области работают молодёжные духовно-просветительские миссии и клубы, где лица обременённые наркотической или алкогольной зависимостью избавляются от нездоровья. Тамбовская церковь ЕХБ регулярно организует тематические литературно- музыкальные вечера, приуроченные к юбилейным датам и общенародным праздникам, встречи и собрания в Домах культуры.

На церковных Богослужениях баптисты отдают приоритет проповеди. Чаще всего проповедь строится на книгах Нового Завета. Богослужения ведутся на понятном современном языке с использованием хорового, общего пения в сопровождении музыки. Пресвитеры Церквей и руководители духовных союзов не обладают абсолютной властью. Все важнейшие внутрицерковные вопросы решаются большинством голосов на собраниях, съездах и конференциях.

Тамбовские баптисты — часть мировой христианской семьи . Вместе со своими единоверцами из других стран они провозглашают Библейские истины , занимаются благотворительностью, ратуют за свободу совести и вносят свою лепту в дело одухотворения человека.

Источники и литература:

  1. Архив Тамбовской Церкви ЕХБ.
  2. Государственный архив Тамбовской области, фонд Р — 5220,фонд 4.
  3. Вопросы истории религии и атеизма. Том 9.М., 1961.

Комментарии закрыты.